Открытые данные – тренд государства будущего

В авторской колонке председатель Ассоциации участников рынка данных Иван Бегтин рассказал о том, как должно строиться регулирование рынка данных в России

 

Сегодня государства во всем мире переосмысливают свою роль в процессах создания, обмена и хранения данных. Вслед за крупнейшими корпорациями, которые давно превратили данные в основной бизнес, в среду государственного управления проникает идея о значительно большей их ценности для самых различных сфер – от принятия решений до развития новых бизнесов и стартапов.

Страны по-разному подходят к вопросу регулирования и развития рынка данных.

В США в 2018-2019 годах разрабатывается Федеральная стратегия данных (Federal Data Strategy). Этот документ определяет набор принципов государственной политики в области данных для осуществления мониторинга и оценки последствий федеральных практик в работе с данными для общества, проверки дизайна и баланса защиты интересов пользователя и служения общественному благу. Ключевой акцент в Стратегии сделан на соблюдении этики.

В Австралии в 2018 году выпустили отчет «Доступность и использование данных» (Data Availability and Use). На его основе Правительство страны готовит стратегию работы с данными и делает акцент на открытости данных и их повторном использовании (это означает, что бизнес, граждане, органы власти в своей работе в первую очередь используют открытые данные).

Аналогичная работа идет в других странах. Правительства «нащупывают» свой план по работе с данными как в сфере обеспечения защиты прав граждан на их персональные данные, так и в работе с данными, создаваемыми в рамках государственного регулирования.

При этом во всех странах регулирование рынка данных начинается с данных самого государства, которые рассматривают в первую очередь с точки зрения открытости и доступности для граждан и бизнеса. Данные государства наряду с принципами открытого исходного кода предполагают значительный экономический и социальный эффект от ведения открытой разработки и доступности кода для общественного аудита и свободного доступа, в публикации общественно значимых знаний под свободными лицензиями, такими как Creative Commons и Open Database License, являются важнейшими элементами публичности любого современного государства.

В России над темой открытых данных работают с 2012 года. Еще в рамках инициативы открытого правительства на федеральном уровне появился портал открытых данных – data.gov.ru (к сожалению, в итоге он превратился в «свалку данных»), а также множество порталов открытых данных в субъектах Российской Федерации и муниципалитетах.

Хочется надеяться, что происходящее в мире найдет свое отражение и в России. Анализируя разработку Национальной системы управления данными (НСУД), можно заметить, что инициатива по систематизации принципов и условий работы с данными постепенно сводится исключительно к формированию цифрового профиля при отсутствии основных принципов и правил, когда открытые данные не рассматриваются как базовая ценность. Возникает и множество других проблем при разработке НСУД.

На мой взгляд, в настоящее время приоритетными направлениями в данной области для нашей страны должны стать следующие.

1. НСУД должна быть стратегическим документом, вплоть до ее включения в разработку Национальной стратегии развития рынка данных, в котором были бы сформулированы основополагающие принципы о том, что государство должно и не должно делать при осуществлении регулирования данных.

2. Принцип общедоступности данных для общества и бизнеса под свободными лицензиями должен стать обязательной частью государственной повестки, в том числе внутри НСУД. Именно доступность данных для граждан и бизнеса является одним из ключевых экономических и социальных эффектов от внедрения Национальной системы управления данными.

3. Нужны четкие правила доступности данных для бизнеса и определения баланса частных и общественных интересов. Некоторые данные могут быть доступны регламентированно (только компаниям, прошедшим аккредитацию, получившим разрешения и т.д.), но условия и ограничения в предоставлении подобных разрешений должны быть четко сформулированы и описаны.

4. Каждый гражданин должен обладать полным правом на получение данных о себе. То есть во всех случаях (кроме тайны следствия) он должен иметь право на получение всех данных о себе, которые хранятся в государственной информационной системе.

5. Коммерческим компаниям необходимо предоставить право использовать данные, которые они собирают или приобретают, всеми легальными способами. Государство должно предпринять все разумные усилия по выводу серого рынка торговли данными в легальное русло, в том числе путем целевой поддержки платформ и иных механизмов обмена данными.

Государственная работа над регулированием рынка данных только началась, но уже сейчас важно предусмотреть позиции бизнеса и граждан. Регулирование данных на уровне органов власти должно создавать не только новые государственные информационные системы (ГИС), но и общественные блага, приносящие как налоговые поступления от развития бизнеса, так и мощный социальный эффект.

Каким может быть идеальное госрегулирование?

Основу госрегулирования должна составлять концепция или стратегия развития рынка данных со стороны государства, охватывающая принципы государственного регулирования указанного рынка и роль государства в этой сфере. Концепция должна определять такие направления, как:

1) этика сбора, обработки и использования данных, относящихся к наиболее чувствительным данным для общества (в первую очередь персональных данных);

2) принципы общественного блага и четкое определение случаев его приоритета над частными интересами;

3) принципы цифровых прав граждан: доступность им данных о них самих, управление доступом к их персональным данным для частных компаний и государства.

В ситуации нарастающего сбора данных общество и бизнес оказываются в неравных условиях с владельцами баз данных, которые знают о гражданине или компании значительно больше, чем они сами знают о себе. Цифровые права обеспечивают справедливость в доступе к данным без потери коммерческого преимущества у владельца данных;

4) государственная политика развития платформ сбора, обработки и обмена данными между участниками рынка данных: от поддержки стартапов, создающих подобные платформы, до разработки стандартов публикации и обмена данными;

5) четкая регламентация доступа к данным в государственных информационных системах, в том числе в части разрешения конфликтных и спорных ситуаций.

На основе НСУД должны быть разработаны отраслевые стратегии работы с данными под руководством профильных федеральных органов исполнительной власти и иных органов власти. Например, Минздравом России – в области здравоохранения, Генеральной прокуратурой Российской Федерации – в области правоохранительной системы.

В итоге на основе НСУД строятся все государственные информационные технологии. Система должна стать «каркасом», который объединит системы управления данных в отраслевом и ведомственных разрезах. В рамках нее должны решаться вопросы доступа к ГИСам, регулирования и дерегулирования использования данных, демонополизации рынков и др.

Источник: https://digital.ac.gov.ru/opinions/820